Вопросы и ответы

Обратите внимание, текст ответа раскрывается по щелчку на вопросе

Есть ли существенные отличия в целях обучения (преподавания) в вашей школе от целей обучения (преподавания) в обычной средней современной общеобразовательной школе?

Принципиальное отличие заключается в следующем. Обычная система образования готовит человека к будущей профессиональной деятельности в той или иной социальной системе для заработка на жизнь. Повсеместно говорят: если ты не нужен бизнесу, то ты не нужен никому. При этом личностные качества если и учитываются, то только в контексте потребностей экономики и бизнеса. Достаточно быть просто умным. Люди, которые в недалёком прошлом взорвали автобус с пассажирами были умны, ЕГЭ они сдали успешно. Ещё более умными были те, кто уничтожили сотни тысяч мирных, невинных людей, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Современные гуманитарные катастрофы, которые мы наблюдаем, устраиваются очень умными людьми. Современная система образования научилась развивать прагматический, интеллектуальный, безнравственный ум, но разучилась развивать Человека в человеке. Наша основная цель – другая: помочь ребёнку, подростку, молодому человеку взрастить в себе, прежде всего, именно характер Человека. А человеческий строй психики отличается, прежде всего высоким уровнем сочувствия, совести (соединяющей вести), пониманием первостепенной значимости общечеловеческих ценностей, стремлением не навредить другому, миру. При этом профессиональные качества высокого уровня обретаются с меньшими усилиями, радостно, поскольку Человеком движет желание быть полезным для других, а не эгоистическое желание сделать карьеру любыми средствами.

В чем принципиальные отличия вашего подхода к обучению школьников от традиций обычной средней общеобразовательной школы?

Принципиальное отличие нашего подхода заключается в том, что мы не рассматриваем образование как некоторую услугу, что сейчас прививается в системе образования, и как это звучало в стихах В. Маяковского «Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат!». На самом деле никого ничему невозможно научить, можно только помочь научиться. Именно поэтому мы не рассматриваем образование как сферу услуг, а рассматриваем его как совместное творчество учителя и ученика.

Имеется ли опыт практического применения интегральной методологии (где, когда, каковы результаты)?

В России существует целый ряд уже работающих перспективных моделей образовательных систем, например, «Лицей комплексного формирования личности детей и подростков», созданный академиком М.П. Щетининым, программа «УниК» (университетских классов) В.И Жохова Центра развития образования имени И.Г. Песталоцци «Образование для процветания. Начальная школа», Школа гуманной педагогики академика Ш.А. Амонашвили, Школа Народного учителя СССР В.Ф. Шаталова и ряд других. С результатами вы можете познакомиться, посмотрев серию фильмов, снятых по заказу канала «Культура» под общим названием «Ищу учителя».

Зачем мне зачислять (переводить) моего ребенка в вашу школу? Что это даст ему (мне) сегодня или в будущем?

Ничего нельзя делать насильно. Если ребёнок хочет учиться в обычной школе, пусть там и учится. Но, если ребёнок тяготеет не к состоянию узкого специалиста, который, как говорил известный литературный персонаж Козьма Прутков, «подобен флюсу», а к равновеликости, к интегральному развитию, если он хочет иметь нравственный ум, доброе, чуткое сердце и «золотые руки», то такую возможность ему необходимо дать. В будущем такому ребёнку будет существенно легче прийти к тому, ради чего он родился на этой земле, то есть к самореализации.

Каковы критерии успешности практической реализации методологии интегрального образования? Как определить (измерить), что, результаты такого обучения действительно отличаются от результатов обучения в «обычной» школе?

Измерить можно только то, что медленно изменяется, объективное в человеке, всё, что касается формы, например, тело человека, его поведенческие параметры. Сущностные характеристики человека, его душу и дух, т.е. субъективное в человеке, измерить нельзя, по двум причинам: в пространстве субъективного нет границ; субъективное пространство человека и мира непрерывно с большой скоростью изменяется, поскольку наше качество «творца» никогда не останавливается в своём проявлении. Поэтому основным критерием успешности образовательного учреждения является отношение ребёнка. Если он называет детский сад детским адом, и специально заболевает, чтобы не попадать туда, чтобы дать себе передышку, то это, конечно же, говорит о многом. О многом говорят и попытки суицида у детей. Надо сделать всё, чтобы ребёнок шёл в образовательное учреждение как на радостный праздник познания. Поэтому интегральное образование, прежде всего, предполагает наличие интегрального учителя, полного сердечной любви к детям, знающего мировые универсалии и следующего им.

Какие вступительные испытания необходимо пройти моему ребенку, чтобы попасть в вашу школу?

Есть практика приёма в такие школы новеньких, самими детьми, которые уже там учатся. Если дети принимают приходящего в свой мир, это уже – входной билет. Конечно, познавательные способности тоже важны. Для их анализа существуют общепринятые оценочные средства. Но главное – это стремление самого ребёнка.

Разработана ли система критериев, по которой можно определить подходит ли данный режим (комплекс методов) обучения именно моему ребенку?

Да, они существуют. Есть объективные критерии, своего рода вступительные экзамены. Есть и субъективные методы, используемые психологической службой школы. Чтобы не ошибиться в выборе, если он не очевиден, существует испытательный срок, во время которого всё проявляется достаточно полно для принятия окончательного решения родителями ребёнка и администрацией школы о его зачислении и обучении.

Дети какого возраста могут быть зачислены в вашу школу?

В отделение дошкольного образования детки могут поступить по достижению трёхлетнего возраста. Всё в соответствии с Законом об образовании.

Какова плата за обучение в вашей школе? Предусмотрена ли система льгот или стипендий?

Мы очень хотим иметь бесплатное обучение, но это зависит от Правительства области. Если оно согласится создать с нами Государственно-частное партнерство и оплачивать обучение детей и содержание материально-технической базы, образование будет бесплатным полностью. Мы будем принимать все меры, чтобы дети учились бесплатно.

Какая сумма благотворительного взноса гарантирует мне зачисление моего ребенка в вашу школу?

Дело не в величине благотворительного взноса, хотя и такой подход также может существовать. Мы это не отрицаем. Конкретная сумма может быть определена за полгода до начала приёма. Главное – это отношение самого ребёнка.

На какой юридической основе будет функционировать ваша школа – муниципальная, частная, или …

Мы хотим, чтобы это было государственно-частное партнерство. Соответствующий федеральный закон имеется.

Когда планируется открытие школы? Может быть, к тому времени мой ребенок уже вырастет?

Мы планируем максимальный срок первого набора – август 2018 г. Однако, есть предпосылки и для более раннего срока. Будем стараться начать учебный процесс уже в 2017 году, если не на всех образовательных уровнях, то хотя бы на первых – дошкольный уровень и начальная школа.

Есть ли необходимость в специальной подготовке и отборе педагогического состава школы? Каким образом он будет формироваться (отбираться)?

Интегральное образование может обеспечивать только интегральный учитель, любящий своё дело, а главное, детей. Мы начнем подготовку будущих учителей уже в сентябре – октябре 2016 года по специальным программам повышения квалификации. Но, любовь к детям нельзя привить в процессе повышения квалификации. Это личностное качество взращивается человеком в процессе множества жизней, в процессе движения по ступеням развития от животного строя психики, до Человеческого.

Будет ли уделяться внимание (и в каком объеме) подготовке к сдаче ЕГЭ (ИГА) в процессе обучения?

Для получения документов об образовании государственного образца это необходимо, следовательно, внимание к этому вопросу тоже будет направлено.

Будет ли программа обучения в вашей школе соответствовать современным государственным стандартам общего образования? Как программа обучения в вашей школе будет отличаться от школьной программы, по которой обучается мой ребенок?

Настоящее образование – это не услуга, а коллективное творчество учителей и школьников. Фиксированное распределение часов по дисциплинам, расписание уроков, планы воспитательной работы, всё это в процессе интегрального образования не может быть застылым. Оно должно быть максимально гибким и пластичным, корректироваться в зависимости от движения конкретного ребёнка к пониманию предмета исследования. Мы не можем регламентировать движение ребёнка к результату, поскольку это исключает творчество. Надо регламентировать сам результат, который и описан в Государственных образовательных стандартах. Именно этот результат, законодательно определённый, мы и обязаны будем гарантировать. Но это не означает, что ребёнок не сможет его существенно превзойти. К этому мы и будем всеми силами стремиться.

Зачем вы собираете заявления родителей?

Минобразования Ростовской области по поводу нашего проекта говорит следующее: «…создание новой образовательной организации, тем более предполагающее строительство специального здания, может быть обусловлено только очень высоким уровнем потребности в данной образовательной услуге. Вместе с тем, в современных условиях приоритетности семейных форм воспитания детей услуги интернатных учреждений становятся все менее востребованы». Нам очень жаль, что авторы этого текста не отличают школу от парикмахерской, упрямо твердя, что образование – это услуга. Видимо словари русского языка давно не читали. Но, факт остается фактом. Мы отовсюду от чиновников слышим одно и то же: «Кому нужен ваш проект? Докажите, что он кому-нибудь нужен»

Зачем нужен сбор взносов и почему от 1000 рублей?

Такое нам было поставлено условие, и мы считаем его правильным. Собрать много формальных подписей всегда можно. Сто, да и пятьсот рублей, многим не жалко. Тысяча – это некоторый психологический барьер. Если человек его преодолевает, значит, он заинтересован по-настоящему. Но мы написали, что в знак подписи можно перечислить «любую приемлемую для Вас сумму»! Поскольку к нам есть нарекания и с другой стороны. «Почему тысяча? Я хочу перечислить больше». И к этому нет никаких препятствий. Но мы все разные, с разным достатком, поэтому и написано «От тысячи рублей». Хочется привести «свежий» пример, который нас глубоко затронул и помог ещё больше укрепиться в необходимости задуманного. После второй презентации нам позвонил один из родителей и рассказал, что его сын (11 лет), после встречи, взял свою копилку, достал оттуда тысячу рублей и сказал: «Я тоже хочу поддержать этих людей и их проект!». Мы завтра пойдем с ним перечислять. Цена этой детской тысячи – безмерна.

Будет ли организована перевозка детей в школу и обратно в город?

Это мировой опыт, используемый во многих развитых странах. Есть даже специальное название «Школьный автобус». Мы также это планируем.

Насколько идентичны понятия "интегральное образование" и "комплексный подход к образованию"?

Понятия "интегральное образование" и "комплексный подход" не идентичны. Системный, сетевой, комплексный и другие подходы могут и, на наш взгляд, должны применяться в любом виде образования и в интегральном в том числе, что и отражено в нашем проекте. Но эти подходы работают только в пространстве "объективного", там, где есть границы. Это пространство форм этого мира. Кроме него есть то, что называется пространством "субъективного" (от слова субъект - "управитель"). Это пространство, где границ комплексов, систем и сетей нет. Там изначально все едино и "комплексно" :)). Это пространство сознания форм. сознания людей, сознания элементарных частиц и всех других составляющих мира. Интегральное образование есть только тогда, когда исследуемый объект изучается как в его объективном аспекте, так и в субъективном. В одном и том же образовательном комплексе любого учреждения теоретически может быть реализовано и объектно-нормативное образование, и субъектно-творческое, и интегральное.

Почему бы не воплотить в жизнь предлагаемую модель одному из ВУЗов г. Таганрога?

Что касается предложения организовать интегральное образование на базе уже существующих учебных заведений. Это примерно звучит так. Вы приходите в чужую семью, где все идёт своим чередом (как у всех), а Вы знаете как сделать лучше. И Вы говорите родителям: "Знаете, дорогие мои, я знаю как воспитать Ваших детей лучше, поэтому предлагаю вам уйти из занимаемой территории, а детей оставить мне, а вместе с ними и ресурсное обеспечение их и моей жизни." Представьте себя на месте этих родителей и Вам все станет понятно, почему это сделать нельзя, хотя мы и предлагаем всем государственным вузам Таганрога внедрить хотя бы элементы интегрального образования. В ответ мы получаем то, что получили бы от родителей в приведенном выше примере. В силу именно этих причин инновационные образовательные учреждения развиваются в нашей стране на частной основе, для чего и нужен фонд. Мы хотим пойти дальше и предлагаем в будущем государственным структурам "Государственно-частное партнерство": частный капитал отдает детям образовательный комплекс (после завершения его строительства), а государство обеспечивает его бесплатное для детей функционирование. Это тот случай, когда "родителям" предлагается новое комфортабельное жилье и бесплатные преподаватели. Но даже это вызывает отторжение и такой ответ: "Нам и так хорошо, и мы без вас знаем, что делать." Социальные инновации внедряются с очень большим трудом, поскольку социальные системы очень инерционны.

Задайте интересующие Вас вопросы

* Отправляя свой вопрос, Вы даете согласие на публикацию вопроса и ответа на сайте НОБФ «Инновационное интегральное образование» в разделе «Вопросы и ответы»